Пневмоприводы.
Отличительной особенностью современного производства является повсеместное использование в оборудовании высокотехнологичных, однотипных по функциональному назначению и конструкции компонентов общепромышленного применения. Прежде всего, такими компонентами являются различного рода приводы и системы.
Пневматическая система (пневмосистема) - это совокупность взаимосвязанных технических устройств, объединенных единой целью и общим алгоритмом функционирования, взаимодействие которых осуществляется посредством воздуха. Используемая в системе жидкость называют рабочей средой (энергоносителем).
По своему функциональному назначению пневмосистемы делят на системы управления —(используются для управления разного рода объектов ) и системы, обеспечивающие рабочий процесс в этих объектах (системы смазки, охлаждения, газоснабжения, топливные системы, теплосистемы и др..).
Пневматический привод - это система управления, в состав которой входит комплекс устройств, предназначенных для получения усилий и перемещений в машинах и механизмах, рабочей средой которых служит сжатый воздух.
Оборудование с пневмоприводами, характеризуется простотой конструкции, легкостью обслуживания и эксплуатации, высоким быстродействием, надежностью и долговечностью работы, функциональной гибкостью, небольшой стоимостью, а также возможностью работы в агрессивных средах, взрыво-, пожаро- и влагоопасных условиях. Сжатый воздух легко аккумулируется и транспортируется, а в случае его утечки не создается опасности для окружающей среды и производимой, что играет большую роль в пищевой, медицинской, электронной промышленности, а так же при производстве косметики и парфюмерии.
Отличие пневмоприводов от электроприводов состоит в возможности воспроизведения линейных и поворотных движений без помощи преобразующих механизмов, а так же в большей мощности. При этом сохраняется работоспособность при перегрузках. Заметим, что скорость срабатывания и максимальная выходная мощность пневматических исполнительных механизмов, питаемых от промышленных пневмомагистралей, меньше.
По сравнению с гидроприводами, пневмоприводы имеют ряд преимуществ, а именно: возможность использования единого источника сжатого воздуха; отсутствие возвратных линий и коммуникаций; более мягкие требования к герметичности; экологическая чистота; большие скорости движения выходного звена. Для пневматических приводов характерны простота управления, свобода выбора места установки, низкая чувствительность к изменениям температуры окружающей среды.
Вместе с тем, область применения пневмоприводов ограничена, в связи с некоторыми недостатками этих устройств. Например, так как, давление воздуха в пневмомагистралях составляет 0,4-1,0 МПа (4-10 бар), что значительно ниже давления в гидросистемах - до 60 МПа (600 бар), пневмоприводы имеют более низкую энергоемкость и худшие массогабаритные показатели. Из-за сжимаемости воздуха становится сложно технически реализовать плавность движения выходных звеньев исполнительных механизмов при колебаниях нагрузки, а также их точную остановку в любом промежуточном положении (позиционирование) и осуществление заданного закона движения.
Табл. 1. Сравнение приводов по виду используемой энергии
Критерий |
Электроприводы |
Гидроприводы |
Пневмоприводы |
Затраты на энергоснабжение |
Низкие 1 |
Высокие 3...5 |
Очень высокие 7...10 |
Передача энергии |
На неограниченное расстояние со скоростью света с=300 км/с |
На расстояния до 100 м, скорость — до 6 м/с, передача сигналов — до 100 м/с |
На расстояния до 1000 м, скорость — до 40 м/с, передача сигналов — до 40 м/с |
Накопление энергии |
Затруднено |
Ограничено |
Легко осуществимо |
Линейное перемещение |
Затруднительно, дорого, малые усилия |
Просто, большие усилия, хорошее регулирование скорости |
Просто, небольшие усилия, скорость зависит от нагрузки |
Вращательное движение |
Просто, высокая мощность |
Просто, высокий крутящий момент, невысокая частота вращения |
Просто, невысокий крутящий момент, высокая частота вращения |
Рабочая скорость исполнительного механизма |
Зависит от конкретных условий |
До 0,5 м/с |
1,5 м/с и выше |
Усилия |
Большие усилия, не допускаются перегрузки |
Усилия до 3000 кН, защищены от перегрузок |
Усилия до 30 кН, защищены от перегрузок |
Точность позиционирования |
+1 мкм и выше |
До +1 мкм |
До 0,1 мм |
Жесткость |
Высокая (используются механические промежу-точные элементы) |
Высокая (гидравлические масла практически несжимаемы) |
Низкая (воздух сжимаем) |
Утечки |
Нет |
Создают загрязнения |
Нет вреда, кроме потерь энергии |
Влияние окружающей среды |
Нечувствительны к изменениям температуры |
Чувствительны к изменениям температуры, пожароопасны при наличии утечек |
Практически нечувствительны к колебаниям температуры, взрывобезопасны |
1. Управление пневмоприводами.
Любой пневматический привод состоит из двух взаимосвязанных основных частей:
силовой, в которой осуществляются энергетические процессы;
управляющей, реализующей информационные процессы
Управление энергией полученного сжатого воздуха (регулирование давления и расхода, распределение и направление потоков сжатого воздуха), осуществляется через клапаны давления, дроссели, распределители и прочие элементы направляющей и регулирующей подсистемы привода.
В простейших приводах функциями управления занимается человек.
Осуществление функций управления и контроля связано с постоянной необходимостью выполнения целого ряда логических и вычислительных операций. В связи с тем, что физиологические возможности человека как системы управления ограничены, эффективное использование и разработка высокопроизводительных систем возможны лишь при передаче функций управления машинам. Поэтому, задачей автоматического управления - это осуществление процесса управления без прямого участия человека.
Используются разомкнутые и замкнутые системы автоматического управления (САУ). В разомкнутых системах состояние управляемого объекта не контролируется, управляющее воздействие генерируется исходя из цели управления и свойств объекта управления. В замкнутых же САУ управляющее воздействие производится на основе результата сравнения текущего состояния с требуемым, либо по сравнению состояний в контрольных точках.
Управляющие устройства замкнутой системы управления, по своему функциональному назначению делятся на две подсистемы:
информационную (сенсорную);
логико-вычислительную (процессорную).
В информационную подсистему включаются различные устройства ввода внешних управляющих сигналов, датчики и индикаторы.
Процессорная подсистема—обработка введенных управляющих сигналов в соответствии с заданной программой и вывод их на устройства управления энергией в силовой части привода.
Реализация управляющей части возможна через использование пневматических, электрических или электронных средств автоматизации, в зависимости от условий эксплуатации, требований безопасности или степени сложности силовой части привода.
Практически всегда исполнительные механизмы приводов машин имеют жесткую или кинематическую связь с объектом управления, что дает возможность оценивать состояние объекта по состоянию их выходных звеньев.
В системах автоматического управления сигналы передаются по замкнутому контуру. Применяется обратная связь, обеспечивающая передачу информации об изменении состояния исполнительного механизма в систему управления, что является основным принципом построения САУ.
Наиболее распространенными САУ являются дискретные системы управления, т. е. системы с принудительным пошаговым процессом. Переход от текущего шага к последующим в таких системах производится программой только по сигналам, поступающим от управляемой системы. САУ, работающие по такой схеме, классифицируют по типу управления, характеру формирования и виду передаваемых сигналов и т. д.
Если управляющая часть пневмопривода реализована не на пневматической элементной базе, то говорят о гибридной САУ. Например, если система управления выполнена на основе электрических релейно-контактных, система управления является электропневматической
Так как электронные системы управления имеют преимущества у пневматических по быстродействию, габаритам и простоте перепрограммирования, а собирать информацию в общем случае удобнее посредством электронных датчиков, то для автоматизации различных технологических процессов все более широко применяют электропневматические САУ.